Кардиоида и улитка Паскаля

При написании статьи использовались материалы сайта arbuz.ferghana.ru

Примеры для статьи -
polar.zip
epitrochoid

Кардиоида (Cardioid)

Если использовать две окружности с одинаковыми радиусами и вращать одну вокруг другой, то получится кардиоида (греч.кардиа - сердце) - по мнению математиков, получаемая кривая отдаленно напоминает сердце

Формула r = 2a(1 + cos(theta)) рисует кардиоиду

Лимакона или Улитка Паскаля (Limacon of Pascal)

А как поведут себя кривые, если брать точку не самой катящейся окружности, а внутри ее, сместив в сторону от центра? Тогда мы получим кривую, получившуюся название Улитка Паскаля или лимакона

Лимакона была открыта французским математиком Этьеном Паскалем (отцом знаменитого ученого Блеза Паскаля)

Формула r = b + 2a cos(theta) рисует лимакону (улитку Паскаля)

При b = 2a лимакона становится кардиодидом

Эффекты с кривыми

Итак, мы знаем формулы окружности, кардиоиды и улитки Паскаля. Видно, что формулы весьма схожи, осталось объединить их в один цикл для получения первого эффекта

Dim x As Single, y As Single, b As Single
Dim twoPi As Single, I As Single, R As Single
Dim col
Cls
twoPi = Atn(1) * 8
Scale (-25, 25)-(25, -25)

For b = 0 To 8 Step 2
For I = 0 To twoPi Step 0.01
  R = b + 6 * Cos(I)
  x = R * Cos(I)
  y = R * Sin(I)
  DrawWidth = 3
  col = RGB(255 - 30 * b, 128 + (-1) ^ (b * 1) * b * 60, b * 110)
Line (x, y)-Step(0, 0), col, BF

Next I
Next b

В нашем примере a - величина постоянная, а b меняется в цикле от b=0 до b=8. Вы видите, как меньшая петля вырождается в точку, а большая удваивает свой радиус, превращаясь в кардиоиду.

Доработаем рисунок. Изменим чуточку программу и получим красивый узор

   Cls
    pi = 4 * Atn(1)
    scal = 15
    a = 140
    DrawWidth = 8
    For l = 0 To 200 Step 13
    For t = 0 To 360 Step 0.25
    tt = t * pi / 180
    x = a * Cos(tt) * Cos(tt) + l * Cos(tt)
    y = a * Cos(tt) * Sin(tt) + l * Sin(tt)
    red = 255 - 250 * Sin(0.31 * l)
    green = 255 - 250 * Sin(0.3 * l)
    blue = 255 - 250 * Sin(0.29 * l)
    Col = RGB(red, green, blue)
    If l Mod 2 = 0 Then
      Col = RGB(0, 0, 0)
    Else
      Col = RGB(255, l, 255 - l)
    End If
    Line (x + 190, y + 250)-Step(ss, ss), Col, BF
    PSet (x + 190, y + 250), Col
 
    Next t
    Next l

Конхоида

Представим Улитку Паскаля как конхоиду. Не углубляясь в теорию кривых, дадим такое нестрогое определение: конхоида - это геометрическое место точек, полученное перемещением каждой точки первоначальной кривой вдоль определенным образом заданных поверхностей. Для Улитки Паскаля первоначальной кривой служит самая обычная окружность, а переносятся точки вдоль линий, проходящих через точку, лежащую на этой окружности. Поясним графически. На рисунке мы выбираем на окружности неподвижную точку Р и переменную точку М, которую мы сдвигаем вдоль линии, соединяющей точки Р и М на какое-то фиксированное расстояние а.

Полученные семейства точек и есть конхоида окружности относительно фиксированной точки. Программа позволяет получить ожидаемые картинки. Сначала назначим а=0.25R. (Постепенно увеличивайте эту величину). Обратите внимание на необходимость сделать два оборота (центральный угол, он же переменная f от 0 до 720 градусов) - один сдвигает точки наружу, а второй оборот - внутрь окружности. Основная тонкость переход от центрального угла окружности, по которому мы проходим в цикле (переменные f в градусах или t в радианах), к углу линии, соединяющей постоянную точку с текущей на окружности c горизонтальной осью (переменная alfa)

    Form1.ScaleMode = vbPixels
    Cls
    pi = 4 * Atn(1)
    scal = 15
    'радиус окружности
    R = 90
   ' точка на окружности
   ' в качестве разделителя используйте запятую для русской версии!
   a = CSng(Text1.Text) * R

'    a = 1.5 * r
'    делаем оборот
    For f = 1 To 720 Step 5
    t = f * pi / 180
    x = R * (1 + Cos(t))
    y = R * Sin(t)
    alfa = 0
    If x > 0 Then alfa = Atn(y / x)
    If f < 360 Then
    X1 = x - a * Cos(alfa)
    Y1 = y - a * Sin(alfa)
    Else
    X1 = x + a * Cos(alfa)
    Y1 = y + a * Sin(alfa)
    End If
    DrawWidth = 2
    
    Circle (X1 + 190, Y1 + 250), 2, vbBlue
    Circle (x + 190, y + 250), 2, vbRed
    Line (x + 190, y + 250)-(X1 + 190, Y1 + 250), vbGreen
    Next f

Педальная кривая

Определение педальной кривой для первоначальной давать не будем, сразу перейдем к делу. В текущей точке окружности (пробегаемой в цикле по всей окружности) проведем касательную линию, а потом из фиксированной точки (в нашем случае лежащей на окружности) проводим перпендикуляр к этой касательной. Совокупность этих перпендикуляров огибает, как вы уже догадались, кардиоиду. Это в частном случае расположения фиксированной точки на окружности, при смещении этой точки внутрь окружности или наружу ее получим все семейство Улитки Паскаля. В приведенной программе все также счетчик цикла f центральный угол в градусах, t он же в радианах, beta угол наклона касательной в соответствующей точке цикла, k тангенс этого угла. Уравнение лини, как известно, y=kx+b, для каждой касательной находим b=y-kx. Для взаимно перпендикулярных прямых k1=-1/k, а b1=0 так как все перпендикуляры проходят через точку у которой y= 0. Решая совместно уравнения касательной и перпендикуляра к ней, находим координаты точки пересечения и рисуем в них маленький красный кружок. Эти кружки и нарисуют нам педальную кривую к окружности относительно точки.

    Cls
    Form1.ScaleMode = vbPixels
    pi = 4 * Atn(1)
    scal = 15
    r = 180
    a = 0 * r
    DrawWidth = 1
    Circle (190 + r, 250), r, RGB(0, 0, 200)
    For f = 1 To 720 Step 3
    t = f * pi / 180
    x = r * (1 + Cos(t))
    y = r * Sin(t)
    beta = pi / 2 + t
    k = Tan(beta)
    b = y - k * x
    k1 = -1 / k
    b1 = k1 * a
    X1 = (b1 - b) / (k - k1)
    Y1 = k1 * X1 + b1
    red = 255
    green = 0
    blue = 0
    col = RGB(red, green, blue)
    Circle (X1 + 190, Y1 + 250), 3, col ' Точка пересечения красная
    Circle (x + 190, y + 250), 3, RGB(0, 155, 150) 'Точка на круге голубая
    Line (190 - a, 250)-(X1 + 190, Y1 + 250), RGB(0, 155, 0)
    Line (x + 190, y + 250)-(X1 + 190, Y1 + 250), RGB(0, 55, 150)
    Next f

Создание шедевров

Будем брать точки все на той же нашей окружности, ставить в них иголку циркуля и рисовать новые окружности так, чтобы они все проходили через все ту же фиксированную точку на окружности. Общая огибающая (так называемая энвелопа) к полученным окружностям будет конечно, все уже догадались кардиоидой. А при смещении фиксированной точки получим всю гамму Улиток Паскаля. Этот процесс иллюстрирует картинка и программа, нарисовавшая ее. Маленькими черными кружками отмечены лежащие на исходной окружности точки центры проводимых окружностей. Здесь а смешение фиксированной точки для ваших экспериментов, пока равно нулю. Главное в этой программе посчитать радиус рисуемой в каждой точке цикла окружности, хотя для этого достаточно теоремы Пифагора, надо только уметь ее применить к месту. Как вы уже заметили, расцветка красивая, цвет окружностей меняется в течение цикла. Достаточно всего лишь уменьшить шаг цикла и мы получим красивую картину.

    Form1.ScaleMode = vbPixels
    Cls
    pi = 4 * Atn(1)
    scal = 15
    r = 90
    a = 0 * r
    DrawWidth = 3
    ' попробуйте уменьшить шаг
    For f = 1 To 360 Step 18
    t = f * pi / 180 + pi
    x = r * (1 + Cos(t))
    y = r * Sin(t)
    rr = Sqr((x - a) ^ 2 + y ^ 2)
    red = 255 - 0.6 * f
    green = 0.6 * f
    blue = Abs(Int(0.0005 * f * (360 - f))) ^ 2
    col = RGB(red, green, blue)
    Circle (190 + x, 250 + y), rr, col
    Circle (x + 190, y + 250), 4, RGB(0, 0, 0)
    Next f

Теперь нас отделяет от создания шедевра один маленький шаг делаем толщину линии побольше (например, 55 пикселей) и раскрашиваем каждый четный круг в желтый цвет, а нечетный в черный. И получаем шедевр поп-арта, которому позавидовал бы сам Малевич.

    Form1.ScaleMode = vbPixels
    Cls
    pi = 4 * Atn(1)
    scal = 5
    r = 88
    a = 0 * r
    DrawWidth = 55
    For f = 1 To 360 Step 17
    t = f * pi / 180 + pi
    x = r * (1 + Cos(t))
    y = r * Sin(t)
    rr = Sqr((x - a) ^ 2 + y ^ 2)
    If f Mod 2 = 0 Then
    col = RGB(255, 255, 10)
    Else: col = RGB(0, 0, 0)
    End If
    Circle (190 + x, 260 + y), rr, col
    Next f

Продолжим наши опыты. Для текущей точки на окружности выделяем центральный угол с горизонтальной осью, под таким же углом проводим луч из фиксированной точки (все той же, на окружности), до пересечения с окружностью. Точку пересечения луча с окружностью соединяем с первоначальной точкой и находим середину полученной хорды. Вы будете смеяться, но эти середины хорд лежат на Улитке Паскаля.

Текущий центральный угол нам выделять не надо мы и так от него в цикле все и строим. Единственный технический момент нахождение точки пересечения окружности и линии, проходящей через фиксированную точку (параллельно радиусу, проведенному в текущую точку). Для нахождения координат точки пересечения линии, проходящей через фиксированную точку и окружности, надо совместно решить их уравнения. Уравнение линии y=kx+b, причем b=0 так как точка лежит на оси x, а k=tan(t), где t угол наклона линии в радианах. А уравнение окружности (x-r)2+y2=r2 так как центр сдвинут на величину r относительно начала координат, проходящего через фиксированную точку. Исключив y и решив относительно x, получим x=2r/(1-k2). Подставив это значение в уравнение линии, получим y точки на круге. А уж зная координаты двух точек найти координаты середины соединяющего их отрезка совсем просто они равны полусумме координат точек. Все это и реализовано в приведенной программе.

    Form1.ScaleMode = vbPixels
    Cls
    pi = 4 * Atn(1)
    R = 200
    DrawWidth = 2
    Circle (190 + R, 250), R, RGB(0, 0, 200)
    x3 = 2 * R: y3 = 0
    For f = 1 To 360 Step 6
    t = f * pi / 180
    x = R * (1 + Cos(t))
    y = R * Sin(t)
    k = Tan(t)
    X1 = 2 * R / (1 + k ^ 2)
    Y1 = k * X1
    X2 = (X1 + x) / 2:
    Y2 = (Y1 + y) / 2
    DrawWidth = 2
    Circle (X1 + 190, Y1 + 250), 4, RGB(0, 0, 250)
    Circle (x + 190, y + 250), 4, RGB(0, 205, 0)
    Circle (X2 + 190, Y2 + 250), 4, RGB(250, 0, 0)
    Line (X2 + 190, Y2 + 250)-(x3 + 190, y3 + 250), RGB(250, 0, 0)
    DrawWidth = 1
    Line (190, 250)-(X1 + 190, Y1 + 250), RGB(0, 0, 250)
    Line (190 + R, 250)-(x + 190, y + 250), RGB(0, 205, 0)
    x3 = X2:
    y3 = Y2
    Next f

Попробуем рассмотреть распространение волн и найти закономерности. Если мы заглянем в круглый зал и крикнем, то наверняка будут точки, в которые звук наш прилетит громче, чем в какие-то другие. Во всяком случае, мы можем построить модель распространения волн в такой комнате, или, что тоже самое, лучей в окружности, причем, будем рассматривать только первый отраженный луч. Вы, даже не читая дальше, поспорите, что отраженные лучи дадут кардиоиду. И будете совершенно правы! Из уважения к читателям программу не привожу после стольких тренировок не написать ее просто неприлично. Единственное, что нужно помнить, что угол падения равен углу отражения и что внутренний угол вдвое меньше центрального угла, опирающегося на ту же дугу.

Паутина

Любителям математических картинок известна так называемая паутина. На окружности берутся точки с определенным шагом, и каждая из них соединяется с такой же точкой, но сдвинутой по фазе в какое-то число раз (n). Это число можно задавать или брать случайным образом. Точки пересечения хорд сливаются в муаровый узор самых замысловатых форм. Идея так притягательна, что настоятельно рекомендую всем попробовать реализовать ее самостоятельно, чтобы поиграть с параметрами и насладиться эффектами. При n= 1 не нарисуется ничего, так как начальные и конечные точки линий совпадают, зато при увеличении n будут появляться фигуры с узлами, причем количество узлов равно n-1. Нас же особенно интересует случай для n= 2, при этом нарисуется фигура, хорошо уже изученная нами кардиоида. При n= 3 так называемая нефроида с двумя узлами. Если n-1 делитель числа 360, то картинка проявляет некоторую упорядоченность. Приводим картинки для значений n= 2 (наша любимая кардиоида)

Form1.ScaleMode = vbPixels
n = 2
xx = 380
yy = 380
R = 240
P = 3.1415926
Cls
For I = 0 To 360 Step 1
T = I * P / 180
x = R * Cos(T)
y = R * Sin(T)
X2 = R * Cos(n * T)
Y2 = R * Sin(n * T)
c = 255 / 360
Line (x + xx, y + yy)-(X2 + xx, Y2 + yy), RGB(0, 0, 0)
Next I

Использование таймера

Чтобы не вводить каждый раз вручную значения n, а поручить эту работу компьютеру, то можно наблюдать интересный калейдоскоп узоров

Dim a As Double

Private Sub Form_Load()

Форма1.WindowState = 2
a = 0
End Sub

Private Sub Timer1_Timer()
xx = 380
yy = 380
R = 330
P = 3.1415926
a = a + 0.03
Cls
For i = 0 To 360 Step 2
T = i * P / 180
x = R * Cos(T)
y = R * Sin(T)
X2 = R * Cos(a * T)
Y2 = R * Sin(a * T)
c = 255 / 360
Line (x + xx, y + yy)-(X2 + xx, Y2 + yy), RGB(0, 0, 0)
Next i
End Sub