При написании статьи использовались материалы сайта
Если использовать две окружности с одинаковыми радиусами и вращать одну вокруг другой, то получится кардиоида (греч.кардиа - сердце) - по мнению математиков, получаемая кривая отдаленно напоминает сердце
В нашем примере a - величина постоянная, а b меняется в цикле от b=0 до b=8. Вы видите, как меньшая петля вырождается в точку, а большая удваивает свой радиус, превращаясь в кардиоиду.Доработаем рисунок. Изменим чуточку программу и получим красивый узор
Cls pi = 4 * Atn(1) scal = 15 a = 140 DrawWidth = 8 For l = 0 To 200 Step 13 For t = 0 To 360 Step 0.25 tt = t * pi / 180 x = a * Cos(tt) * Cos(tt) + l * Cos(tt) y = a * Cos(tt) * Sin(tt) + l * Sin(tt) red = 255 - 250 * Sin(0.31 * l) green = 255 - 250 * Sin(0.3 * l) blue = 255 - 250 * Sin(0.29 * l) Col = RGB(red, green, blue) If l Mod 2 = 0 Then Col = RGB(0, 0, 0) Else Col = RGB(255, l, 255 - l) End If Line (x + 190, y + 250)-Step(ss, ss), Col, BF PSet (x + 190, y + 250), Col Next t Next l
Представим Улитку Паскаля как конхоиду. Не углубляясь в теорию кривых, дадим такое нестрогое определение: конхоида - это геометрическое место точек, полученное перемещением каждой точки первоначальной кривой вдоль определенным образом заданных поверхностей. Для Улитки Паскаля первоначальной кривой служит самая обычная окружность, а переносятся точки вдоль линий, проходящих через точку, лежащую на этой окружности. Поясним графически. На рисунке мы выбираем на окружности неподвижную точку Р и переменную точку М, которую мы сдвигаем вдоль линии, соединяющей точки Р и М на какое-то фиксированное расстояние а.
Полученные семейства точек и есть конхоида окружности относительно фиксированной точки. Программа позволяет получить ожидаемые картинки. Сначала назначим а=0.25R. (Постепенно увеличивайте эту величину). Обратите внимание на необходимость сделать два оборота (центральный угол, он же переменная f от 0 до 720 градусов) - один сдвигает точки наружу, а второй оборот - внутрь окружности. Основная тонкость переход от центрального угла окружности, по которому мы проходим в цикле (переменные f в градусах или t в радианах), к углу линии, соединяющей постоянную точку с текущей на окружности c горизонтальной осью (переменная alfa)
Form1.ScaleMode = vbPixels Cls pi = 4 * Atn(1) scal = 15 'радиус окружности R = 90 ' точка на окружности ' в качестве разделителя используйте запятую для русской версии! a = CSng(Text1.Text) * R ' a = 1.5 * r ' делаем оборот For f = 1 To 720 Step 5 t = f * pi / 180 x = R * (1 + Cos(t)) y = R * Sin(t) alfa = 0 If x > 0 Then alfa = Atn(y / x) If f < 360 Then X1 = x - a * Cos(alfa) Y1 = y - a * Sin(alfa) Else X1 = x + a * Cos(alfa) Y1 = y + a * Sin(alfa) End If DrawWidth = 2 Circle (X1 + 190, Y1 + 250), 2, vbBlue Circle (x + 190, y + 250), 2, vbRed Line (x + 190, y + 250)-(X1 + 190, Y1 + 250), vbGreen Next f
Определение педальной кривой для первоначальной давать не будем, сразу перейдем к делу. В текущей точке окружности (пробегаемой в цикле по всей окружности) проведем касательную линию, а потом из фиксированной точки (в нашем случае лежащей на окружности) проводим перпендикуляр к этой касательной. Совокупность этих перпендикуляров огибает, как вы уже догадались, кардиоиду. Это в частном случае расположения фиксированной точки на окружности, при смещении этой точки внутрь окружности или наружу ее получим все семейство Улитки Паскаля. В приведенной программе все также счетчик цикла f центральный угол в градусах, t он же в радианах, beta угол наклона касательной в соответствующей точке цикла, k тангенс этого угла. Уравнение лини, как известно, y=kx+b, для каждой касательной находим b=y-kx. Для взаимно перпендикулярных прямых k1=-1/k, а b1=0 так как все перпендикуляры проходят через точку у которой y= 0. Решая совместно уравнения касательной и перпендикуляра к ней, находим координаты точки пересечения и рисуем в них маленький красный кружок. Эти кружки и нарисуют нам педальную кривую к окружности относительно точки.
Cls Form1.ScaleMode = vbPixels pi = 4 * Atn(1) scal = 15 r = 180 a = 0 * r DrawWidth = 1 Circle (190 + r, 250), r, RGB(0, 0, 200) For f = 1 To 720 Step 3 t = f * pi / 180 x = r * (1 + Cos(t)) y = r * Sin(t) beta = pi / 2 + t k = Tan(beta) b = y - k * x k1 = -1 / k b1 = k1 * a X1 = (b1 - b) / (k - k1) Y1 = k1 * X1 + b1 red = 255 green = 0 blue = 0 col = RGB(red, green, blue) Circle (X1 + 190, Y1 + 250), 3, col ' Точка пересечения красная Circle (x + 190, y + 250), 3, RGB(0, 155, 150) 'Точка на круге голубая Line (190 - a, 250)-(X1 + 190, Y1 + 250), RGB(0, 155, 0) Line (x + 190, y + 250)-(X1 + 190, Y1 + 250), RGB(0, 55, 150) Next f
Будем брать точки все на той же нашей окружности, ставить в них иголку циркуля и рисовать новые окружности так, чтобы они все проходили через все ту же фиксированную точку на окружности. Общая огибающая (так называемая энвелопа) к полученным окружностям будет конечно, все уже догадались кардиоидой. А при смещении фиксированной точки получим всю гамму Улиток Паскаля. Этот процесс иллюстрирует картинка и программа, нарисовавшая ее. Маленькими черными кружками отмечены лежащие на исходной окружности точки центры проводимых окружностей. Здесь а смешение фиксированной точки для ваших экспериментов, пока равно нулю. Главное в этой программе посчитать радиус рисуемой в каждой точке цикла окружности, хотя для этого достаточно теоремы Пифагора, надо только уметь ее применить к месту. Как вы уже заметили, расцветка красивая, цвет окружностей меняется в течение цикла. Достаточно всего лишь уменьшить шаг цикла и мы получим красивую картину.
Form1.ScaleMode = vbPixels Cls pi = 4 * Atn(1) scal = 15 r = 90 a = 0 * r DrawWidth = 3 ' попробуйте уменьшить шаг For f = 1 To 360 Step 18 t = f * pi / 180 + pi x = r * (1 + Cos(t)) y = r * Sin(t) rr = Sqr((x - a) ^ 2 + y ^ 2) red = 255 - 0.6 * f green = 0.6 * f blue = Abs(Int(0.0005 * f * (360 - f))) ^ 2 col = RGB(red, green, blue) Circle (190 + x, 250 + y), rr, col Circle (x + 190, y + 250), 4, RGB(0, 0, 0) Next f
Теперь нас отделяет от создания шедевра один маленький шаг делаем толщину линии побольше (например, 55 пикселей) и раскрашиваем каждый четный круг в желтый цвет, а нечетный в черный. И получаем шедевр поп-арта, которому позавидовал бы сам Малевич.
Form1.ScaleMode = vbPixels Cls pi = 4 * Atn(1) scal = 5 r = 88 a = 0 * r DrawWidth = 55 For f = 1 To 360 Step 17 t = f * pi / 180 + pi x = r * (1 + Cos(t)) y = r * Sin(t) rr = Sqr((x - a) ^ 2 + y ^ 2) If f Mod 2 = 0 Then col = RGB(255, 255, 10) Else: col = RGB(0, 0, 0) End If Circle (190 + x, 260 + y), rr, col Next f
Продолжим наши опыты. Для текущей точки на окружности выделяем центральный угол с горизонтальной осью, под таким же углом проводим луч из фиксированной точки (все той же, на окружности), до пересечения с окружностью. Точку пересечения луча с окружностью соединяем с первоначальной точкой и находим середину полученной хорды. Вы будете смеяться, но эти середины хорд лежат на Улитке Паскаля.
Текущий центральный угол нам выделять не надо мы и так от него в цикле все и строим. Единственный технический момент нахождение точки пересечения окружности и линии, проходящей через фиксированную точку (параллельно радиусу, проведенному в текущую точку). Для нахождения координат точки пересечения линии, проходящей через фиксированную точку и окружности, надо совместно решить их уравнения. Уравнение линии y=kx+b, причем b=0 так как точка лежит на оси x, а k=tan(t), где t угол наклона линии в радианах. А уравнение окружности (x-r)2+y2=r2 так как центр сдвинут на величину r относительно начала координат, проходящего через фиксированную точку. Исключив y и решив относительно x, получим x=2r/(1-k2). Подставив это значение в уравнение линии, получим y точки на круге. А уж зная координаты двух точек найти координаты середины соединяющего их отрезка совсем просто они равны полусумме координат точек. Все это и реализовано в приведенной программе.
Form1.ScaleMode = vbPixels Cls pi = 4 * Atn(1) R = 200 DrawWidth = 2 Circle (190 + R, 250), R, RGB(0, 0, 200) x3 = 2 * R: y3 = 0 For f = 1 To 360 Step 6 t = f * pi / 180 x = R * (1 + Cos(t)) y = R * Sin(t) k = Tan(t) X1 = 2 * R / (1 + k ^ 2) Y1 = k * X1 X2 = (X1 + x) / 2: Y2 = (Y1 + y) / 2 DrawWidth = 2 Circle (X1 + 190, Y1 + 250), 4, RGB(0, 0, 250) Circle (x + 190, y + 250), 4, RGB(0, 205, 0) Circle (X2 + 190, Y2 + 250), 4, RGB(250, 0, 0) Line (X2 + 190, Y2 + 250)-(x3 + 190, y3 + 250), RGB(250, 0, 0) DrawWidth = 1 Line (190, 250)-(X1 + 190, Y1 + 250), RGB(0, 0, 250) Line (190 + R, 250)-(x + 190, y + 250), RGB(0, 205, 0) x3 = X2: y3 = Y2 Next f
Попробуем рассмотреть распространение волн и найти закономерности. Если мы заглянем в круглый зал и крикнем, то наверняка будут точки, в которые звук наш прилетит громче, чем в какие-то другие. Во всяком случае, мы можем построить модель распространения волн в такой комнате, или, что тоже самое, лучей в окружности, причем, будем рассматривать только первый отраженный луч. Вы, даже не читая дальше, поспорите, что отраженные лучи дадут кардиоиду. И будете совершенно правы! Из уважения к читателям программу не привожу после стольких тренировок не написать ее просто неприлично. Единственное, что нужно помнить, что угол падения равен углу отражения и что внутренний угол вдвое меньше центрального угла, опирающегося на ту же дугу.
Любителям математических картинок известна так называемая паутина. На окружности берутся точки с определенным шагом, и каждая из них соединяется с такой же точкой, но сдвинутой по фазе в какое-то число раз (n). Это число можно задавать или брать случайным образом. Точки пересечения хорд сливаются в муаровый узор самых замысловатых форм. Идея так притягательна, что настоятельно рекомендую всем попробовать реализовать ее самостоятельно, чтобы поиграть с параметрами и насладиться эффектами. При n= 1 не нарисуется ничего, так как начальные и конечные точки линий совпадают, зато при увеличении n будут появляться фигуры с узлами, причем количество узлов равно n-1. Нас же особенно интересует случай для n= 2, при этом нарисуется фигура, хорошо уже изученная нами кардиоида. При n= 3 так называемая нефроида с двумя узлами. Если n-1 делитель числа 360, то картинка проявляет некоторую упорядоченность. Приводим картинки для значений n= 2 (наша любимая кардиоида)
Form1.ScaleMode = vbPixels n = 2 xx = 380 yy = 380 R = 240 P = 3.1415926 Cls For I = 0 To 360 Step 1 T = I * P / 180 x = R * Cos(T) y = R * Sin(T) X2 = R * Cos(n * T) Y2 = R * Sin(n * T) c = 255 / 360 Line (x + xx, y + yy)-(X2 + xx, Y2 + yy), RGB(0, 0, 0) Next I
Чтобы не вводить каждый раз вручную значения n, а поручить эту работу компьютеру, то можно наблюдать интересный калейдоскоп узоров
Dim a As Double Private Sub Form_Load() Форма1.WindowState = 2 a = 0 End Sub Private Sub Timer1_Timer() xx = 380 yy = 380 R = 330 P = 3.1415926 a = a + 0.03 Cls For i = 0 To 360 Step 2 T = i * P / 180 x = R * Cos(T) y = R * Sin(T) X2 = R * Cos(a * T) Y2 = R * Sin(a * T) c = 255 / 360 Line (x + xx, y + yy)-(X2 + xx, Y2 + yy), RGB(0, 0, 0) Next i End Sub